КБМ: что это такое и зачем был изменен порядок его расчета

Дата публикации: 07.06.2020

Впредь для определенной категории водителей полисы ОСАГО обойдутся дешевле. Дело в том, что с 1 апреля 2020 изменился расчет бонус-малуса - коэффициента напрямую действующего на стоимость страховки.

Отныне КБМ будет рассчитываться за календарный год. Раньше этот коэффициент определялся за год действия полиса.

Так ли было необходимо менять правила расчета КБМ
С помощью тарифных коэффициентов, входящих в систему бонус-малус, рассчитывается страховая премия водителя с учетом его аварийной истории. Основной показатель для расчетов - количество ДТП, совершенных по вине страхователя за год.

Чем меньше аварий, тем меньше стоимость страховки. Самим низким порогом бонус-малуса является отметка 0,5, максимальным - 2,45 (проверить КБМ). Водителям, не ставшим виновником аварии в течение нескольких лет, применяется минимальные значения коэффициента, а тем, кто лихачит на дорогах приходится платить взнос по самым высоким расценкам.

Центробанк раньше рассматривал и вариант кардинального изменения порядка расчета бонус-малус. Но в конечном итоге остановился на том, который более выгоден аккуратным водителям.

Впредь при расчете этого коэффициента учитываться будет не время действия полиса, а календарный год, за каждый прошедший - новый КБМ.

Второе новшество заключается в том, что значение КБМ относится не к ТС, а самому водителю.

Благодаря этим изменениям были устранены несколько недостатков прежней системы:
  1. Имя водителя, которому приходилось сидеть за руль разных ТС, вносилось в соответствующее количество полисов ОСАГО. В этом случае в базе данных РСА на него имелось несколько КБМ. Этот факт влиял на стабильность коэффициента: он мог менять значения в течение года.
  2. Когда водитель был виновником ДТП и машина его имела полис ОСАГО, допускающий к управлению других автомобилистов, то авария не меняла его личный КБМ.
  3. Если водитель пересаживался с машины, имеющей полис без ограничений на другую, то он лишался скидки за безаварийность.
  4. Водитель, не приобретший новый полис ОСАГО в течение года, лишался накопленного КБМ. Здесь в выигрыше оказывались водители, имеющиеся плохой коэффициент - он обнуляется. А законопослушные граждане, не водившие машину больше года, теряли свои заработанные скидки.

Каждому автомобилисту - по одному КБМ
После изменений у каждого водителя один коэффициент на весь год.

Хотя изменения вступили в силу в этом апреле, но новая система фактически работает уже год. Поскольку ровно год назад КБМ стали рассчитывать по-новому. Тогда же водителям, имеющим несколько коэффициентов оставили всего один, причем с наименьшим значением. Эта “амнистия” позволила уменьшить стоимость полиса.

За прошедший год собирались статистические данные каждого водителя, после чего всем был присвоен новый КБМ.

Впредь первое число каждого апреля - время обновления КБМ. При выведении значения изучаются и учитываются аварии, происшедшие с начала апреля предыдущего года до последнего числа марта нынешнего. Если авария произошла 1 апреля, то ее внесут в значения будущего КБМ.

Отныне страховая история водителя никуда не исчезает в случае, если он не водит машину продолжительное время. За ним числятся его прежние достижения - скидки и повышающие коэффициенты.

В какую сторону пошла цена полиса
Большинство автомобилистов стали меньше платить за полис обязательного автострахования. Уже подсчитано количество водителей, на которых распространяются скидки по бонус-малус: их стало почти в 18 раз больше.

Данные РСА впечатляют и свидетельствуют о том, что благодаря новым правилам полис ОСАГО для большинства водителей стал более дешевым. К тому же нововведения сделали расчеты КБМ прозрачнее и справедливее. Они исключают случаи двойного КБМ, а также уменьшают количество ошибок и злоупотреблений при расчетах.

Powered by Froala Editor